NAS (2)

Mar. 18th, 2026 12:49 am
dn54: (Default)
[personal profile] dn54
Ничего особо нового, просто запишу, чтобы не забыть. Когда планировать собирать NAS, изначально идея была такая - взять самую дешёвую мать на AM4 с 6 SATA портами, и к ней самый дешёвый проц со встроенной графикой.

Первая корректива - самый дешёвый проц в наличии - A6, но мать для него нужна на A320, а их уже не продают. Хотя было бы забавно купить процессор со встроенной графикой дешевле чем за тысячу рублей (он тогда как раз 950 стоил, бххх). Ок, в наличии есть матери только на B450, самая дешёвая с 6 портами - ASUS PRIME B450M-A II. Забегая вперёд, могу сказать, что упираться именно в 6 портов оказалось довольно бессмысленно, на самом деле.

Проц заказываю Athlon 300GE, хотя вместо него мне подсовывают PRO версию. Но реальных отличий между ними вроде бы никаких нет, так что и пофиг. У процессора заявлено энергопотребление всего в 35 ватт, и на форумах пишут, что он реально экономичный. Заранее радуюсь (зря-зря).

Мать оказывается полнейшим говном, и я окончательно вношу Асус, как производителя недорогих матерей, в личный чёрный список. Я уже давно видел кучу негативных отзывов от людей в сторону Асуса на эту тему, и теперь понял, что не зря.

Первая проблема - она плохо понимает ситуацию "в x16 слот вставлена не видеокарта". Я вставляю туда сетевуху, монитор подключаю к встройке, комп стартует, картинка выводится, но спикер каждый раз ругается, что видеокарты нет. В мануалах к некоторым матерям кстати, пишут, что первый слот можно использовать только для видеокарты или накопителя, но здесь такого не написано. (Да и там пишут, вроде как, скорее для перестраховки).

Вторая проблема - при малейших изменениях в железе, а иногда и просто так, она отказывается нормально стартовать. Просто показывает чёрный экран и ничего не делает. Но не зависает, num lock переключает лампочку, ctrl-alt-del перезагружает (в тот же чёрный экран). После десяти перезагрузок или дёрганий питания может внезапно просраться и дальше работать нормально. Сильно подозреваю, что дело именно в том, что в первом слоте нет видюхи, но искать-доставать какую-нибудь для проверки мне было откровенно влом. Всё равно я бы с ней этот комп не стал использовать.

Третья проблема - когда заводится и работает, то сетевуха всегда получает ровно одну линию pci-e. И никак иначе. Перетыкал все опции в биосе, обновил его до свежайшей версии (от января этого года) - один хрен. Гугловский Гемини мне нассал в уши рассказал, что у этого проца слишком мало линий. Вроде как всего 6 на слоты + nvme. Пробую убрать nvme и грузиться с SATA - один хрен.

Иду покупаю Ryzen 3 3200G - один хрен. Ну, тут стало понятно, что дело точно не в проце, у Рязани 100% есть все нужные линии для первого слота. А дело тут в косоглазых долбоёбах косоруких дебилах, которые эту мать проектировали.

Достаю из закромов старую ASRock B450M Pro4-F, сдуваю с неё пыль. Покупал я её 6 лет назад, и она уже такая древняя, что у неё успела помереть батарейка. Ну то есть, первые несколько раз, пока я это не понял и не поменял батарейку, мать стартовала с дефолтными настройками. И с ними всё без вопросов завелось, загрузилось и сетевуха получила свои положенные 8 линий. Вот её явно нормальные инженеры проектировали.

[... one month later]

Приходит пара Риалтеков в формате 3.0 x4. Я вставляю одну в свой комп, получаю 9,5 Гбит в iperf3 и предвкушаю, как сейчас вставлю вторую в NAS, да как потом поставлю обратно 300GE, да как станет оно всё в два раза меньше жрать.

Агу, хуюшки. Тут внезапно показывает своё звериное мурло ср. Линупс. В винде всё просто - скачал драйвер, поставил - всё работает. В Линуксе - залупу тебе на воротник, а не драйвера. Разрабы данного дистрибутива презирают Риалтек и драйвера включать в официальный релиз не спешат. Ну, типа, мож через несколько месяцев включат. Ну, или в течении года. На свой страх и риск можешь через кривую жопу драйвер поставить (изрядно геморойнее, чем на винде, кстати), но при первом же обновлении системы он слетит. У - удобство. Н - надёжность. Так и представляю, как я перехожу на Линукс на своей основной рабочей машине. Ага, бегу со всех ног, волосы назад.

Короче - в общем и целом пока всё работает, скорость меня устраивает. В будущем таки надеюсь поменять сетевуху и проц, пока забил на это. И на сегодня всё, до новых встреч.

Profile

dn54: (Default)
dn54

March 2026

S M T W T F S
1234 567
891011121314
151617 181920 21
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 10:38 am
Powered by Dreamwidth Studios